Цветовая схема:
Размер текста:

День кукольника: праздник тех, кто оживляет сказку

День кукольника: праздник тех, кто оживляет сказку

21 марта отмечается Международный день кукольника. Театр кукол имеет глубокие корни в искусстве пантомимы, и благодаря своим основным средствам – пластике движений и выразительности форм – он создает сценическое действие. В этом театре актер не просто выражает свои эмоции, а следует логике куклы. С.В. Образцов описывал истинного кукольника так: «Кукольник – это не просто профессия, это состояние души. Если человек не способен удивляться облакам, наблюдая за тем, как муха умывается, или за превращением головастика в лягушку, из него не получится кукольник. Кукольник, подобно волшебнику, должен уметь оживлять неживое. Это не просто техника; важно проникнуть в суть материалов – палок, тканей, папье-маше – и вдохнуть жизнь в то, что находится у тебя в руках. Настоящий кукольник ощущает в этом существе душу». С этими словами трудно не согласиться, поскольку разные актеры по-своему интерпретируют движения и манеры.

Особенность кукольного театра заключается в том, что он создает атмосферу волшебства, где ожившие существа находятся на грани реальности и фантазии. Таким образом, актер с одной стороны создает непрерывное действие, а с другой – формирует пластические образы через позы, жесты и ракурсы.

С приходом кукольников в взаимодействие человека и куклы произошел важный переломный момент: кукла начала «пародировать и высмеивать человека», и этот процесс продолжается до сих пор. Кукольные спектакли, как одна из форм народного искусства, известны с древних времен. Древние народы почитали кукол как духов своих предков и верили, что в созданные ими куклы вселяется душа умерших, охраняющая от бед. И как бы ни менялся мир, для марионеток всегда найдется место: у них есть свой просторный дом, куда ежедневно приходят зрители, чтобы вновь погрузиться в забавные или трогательные сказки.

История авторских кукол – это не просто история игрушек. Игрушка отличается от куклы тем, что она безликая, тогда как кукла – это образ. Куклы отражают образы различных эпох, сказок и культур. Мастер-кукольник объединяет в себе таланты художника, скульптора, философа, механика и модельера. В процессе создания авторской куклы важно, чтобы художник был настоящим мастером своего дела и обладал хорошими знаниями: чтобы создать куклу в историческом костюме, необходимо детально изучить не только моду той эпохи, но и общий колорит и характерные черты культурного развития.

В фондах музея хранятся две самые старые театральные куклы, ранее принадлежавшие М.Н. Махотиной: кукла-жонглер из спектакля «Цирковое представление» (1928 г.) и кукла «Петрушка-веселый» из спектакля «Петрушка – егоза, всем буржуям – гроза» (1935 г.). Также в архиве МРОКМ им. И.Д. Воронина собраны пьесы, фотографии, афиши, эскизы и рукописные материалы по истории Государственного театра кукол РМ.

В музейной коллекции бережно хранятся гапитно-тростевые куклы, свидетельствующие об истории Мордовского кукольного театра. Эти экспонаты, созданные в период с 1960-х по 1990-е гг. XX в. (среди них – «Дамай», «Ежик», «Баба-Яга», «Ведява»), принимали участие в известных постановках театра, таких как «Приключения охотника Дамая», «Ежик и елка», «Повелительница живой воды Ведява» и др.

Создание театра кукол в Мордовии связано с деятельностью семьи артистов цирка Махотиных, которые в 1935 г. организовали первый самодеятельный кукольный кружок при Доме художественного воспитания детей Наркомпроса МАССР. 23 декабря 1937 г. этот любительский театр получил официальный статус, а с 1 января 1938 г. стал профессиональным. Первые годы существования театра были непростыми: отсутствовало собственное помещение, профессиональные режиссеры и художники, а материальная база была ограниченной. Тем не менее, в театре работали люди, искренне преданные своему делу. Первым директором, который организовал работу театра, стала Мария Николаевна Махотина. В июле 1935 г. состоялся дебютный спектакль – «Негритёнок Том». Постепенно труппа театра расширялась, и спектакли выезжали по школам, детским садам, селам и деревням.

Гастрольная деятельность стала важной частью работы театра. В годы Великой Отечественной войны театр продолжал свою деятельность, проводя спектакли и концерты на сборных пунктах военкоматов и в госпиталях для солдат Красной Армии. На протяжении многих лет с театром сотрудничали мордовские драматурги, такие как Ф. Атянин, Е. Плеханова, А. Терешкин, П. Юртайкина, А. Буртынский, которые писали для него пьесы. Композиторы Л. Кирюков, Г. Сураев-Королев, Г. Павлов, Л. Воронин и С. Терханов создавали музыку к спектаклям.

Республиканский театр кукол ставил спектакли на основе мордовского фольклора, такие как «Волшебный сюлгам» П. П. Юртайкиной и А. С. Буртынского, «Сказ о Сурской долине» А. П. Терёшкина и «Виртян-богатырь» Е. Плехановой.

Одним из самых значительных изменений в культурной сфере стало освобождение от строгих рамок государственной идеологии. С начала перестройки театры получили возможность самостоятельно выбирать репертуар и формы творческой деятельности. Эта независимость в выборе тематики и снятие цензурных ограничений позволили театрам республики вносить авторские изменения в свои постановки и нестандартно подходить к созданию сценических композиций.

С самого начала своего существования театр привлекал талантливых режиссёров, актёров и художников. За годы работы он достиг творческой зрелости, а его спектакли остаются свежими и жизнерадостными. Коллектив театра создал множество постановок для детей, включая адаптации мордовских сказок и произведений местных драматургов. Театр активно участвует в различных смотрах и фестивалях, становясь призером и дипломантом многих из них.

Труд сотрудников театра был отмечен наградами Правительства РМ, Министерства культуры, национальной политики и архивного дела РМ, а также Союза театральных деятелей РМ. Постановлением Правительства РМ от 13 марта 2005 г. Государственный театр кукол РМ был признан особо ценным культурным объектом наследия народа Республики Мордовия.

С 1992 г. свою историю в Саранске ведет профессиональный кукольный театр «Крошка». В ходе реорганизации двух учреждений – детского кинотеатра «Мордовия» и театра «Крошка» в Саранске – был создан Городской детский Центр театра и кино «Крошка». В 2020 г. он получил новое название: МБУК «Театр Актера и Куклы «Крошка».

За годы своего существования труппа подготовила около 65 разноплановых спектаклей, предназначенных для зрителей всех возрастов. В афише «Крошки» можно найти как русские народные сказки, так и произведения зарубежной классики, а также постановки, основанные на национальном мордовском фольклоре. Каждый год репертуар театра пополняется новыми постановками, которые привлекают внимание юных зрителей.

На сцене «Крошки» блистают талантливые и опытные кукловоды, чье мастерство отмечено многочисленными наградами.

Театр пользуется огромной популярностью среди жителей города. Помимо показов спектаклей на своей основной сцене, «Крошка» активно гастролирует, представляя свои постановки в детских садах, школах Саранска и Мордовии, а также выезжая в другие регионы.

«Театр Актера и Куклы «Крошка» по сей день продолжает дарить радость и незабываемые впечатления юным зрителям, оставаясь важным культурным центром Саранска и Республики Мордовия.

В заключение можно сказать, что благодаря энтузиазму и профессионализму кукольников, волшебство кукольного театра продолжает жить и радовать зрителей. Государственный театр кукол Республики Мордовия и «Театр Актера и Куклы «Крошка» и сегодня остаются верны своему делу, создавая новые спектакли и принося радость жителям региона.


Базарова Е.А., научный сотрудник отдела современной истории

Вернуться к списку новостей
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

(требование ФЗ №152. Статья 9 "Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных")