16 декабря (27 декабря нового ст.) 1670 г. правительственные войска подошли к Атемару и Саранску. Войска кн. Барятинского и Панина соединяются у Атемара и захватывают крепость. Повешены повстанческие старшины и есаулы. В Саранск направлены грамоты с предложением «вины свои» принести. Яков Никитинский, стоявший во главе повстанческого управления городом, отвечает, чтобы воевода ждал восставших «с пушечными гостинцами». К вечеру государевы войска вошли в Саранск. Акай Боляев отступает в деревню Костяшево в 30 верстах к северу от Саранска, где его отряд окончательно разбит, а сам он пленен. Между 16 и 26 декабря кн. Долгоруков вынес смертный приговор мурзе Акаю Боляеву: «...Вора и изменника и бунтовщика Мурзакайка велел я, – сообщает он в Приказ Казанского дворца, – ...за многое ево воровство в Красной Слободе казнить смертью, четвертовать». Между 19 и 21 декабря по распоряжению Юрия Алексеевича Долгорукова Василий Федоров препровожден в Красную Слободу и «за... многое воровство и за бунт» повешен. 20-го декабря в руки царевых войск попадает Павел Елушев. Князь Барятинский «велел того вора Пошатка повесить».
26 декабря царю Алексею Михайловичу так сообщалось об этом: «И воры, которые были в Саранску, донской казак Алешка Савельев с товарыщи, уведав, что он, окольничей и воевода (кн. Борятинский), идет к Саранску, побежали все врознь на Пензу, а с Пензы на Саратов и в ыные места. И как де он, окольничей и воевода, пришел в новую казачью пятину от Саранска за 15 верст, и пришли де, государь, к ним из Саранска и с Отемару священницы и саранские и атемарские жители всякого чину со святыми иконами и тебе, великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу . . ., в винах своих добили челом и говорили им, чтоб послать и велеть городы принять. И они де, государь, послали наперед себя в Саранеск полуголову московских стрельцов Луку Изъединова. А он де, таварыщ мой окольничей и воевода князь Юрьи Никитич, пришел в Саранеск декабря в 16 день и вором, которые воровали и бунтовали, указ учинил, которые чего довелись. А стольник де и воевода Василей Панин пришел на Атемар того же числа, и воров сыскав, то ж учинил, кто чего довелся. И с Атемару пришел к Саранску ж и стал в городке Петровском, а Инзерской тож. А пошли де, государь, они врознь по городом для того, чтоб воров застать и переимать и, розыскав, указ учинить.
Да ведомо де, государь, им учинилось, что вор атаман, воровской их промышленик Мурзакайко, з бою збежав, и жил в мордовской своей деревне Костяшеве. И по их де, государь, посылке того вора поймали и к ним привели. И он, товарыщ мой окольничей и воевода, того вора прислал ко мне, холопу твоему, з головою московских стрельцов с Микифором Колобовым. Да декабря ж де, государь, в 23 день привели к нему в Саранск Терентьевы сотни Лихутина татаровя мордвина Саранского уезду деревни Шугуровы Пашатка Елушева, которой ходил с мордвою атаманом и с воровскими казаками на всех боях был. И он де, окольничей и воевода, велел того вора Пошатка повесить.
А которые де, государь, твои великого государя ратные люди по ево посылке ходили на Пензу, и те, пришед, ему сказали, что по моей,.. посылке пришли на Пензу твои великого государя ратные люди до них за день, а воров де, государь, на Пензе никово нет. А которые де, государь, около Пензы села и деревни, и тех сел и деревень жители, приходя, тебе, великому государю, крест целовали в Саранску, и у посылки ево. А от Саранска де, государь, по черте до Синбирска и до Алаторя и от Синбирска до Казани милостию Божиею и твоею государевою праведною молитвою везде смирно и проезд везде свободной, воров нигде нет. А в Саранску де, государь, велел он, окольничей и воевода, быть до твоего великого государя указу в воеводах Федору Болтину, а в Шечкеевском остроге – Онанье Бекетову».
Д. В. Фролов, к. филол. н., заместитель директора по научной работе