Пасха (Воскресение Христово) в православии – «праздников праздник и торжество из торжеств».
На византийских и древнерусских иконах Воскресения Христова никогда не изображается сам момент Воскресения. На них изображается «Сошествие Христа во ад», а точнее то, как Христос выводит из ада Адама, Еву и других героев библейской истории; под ногами Спасителя — черная бездна преисподней, на фоне которой — обломки врат, некогда преграждавших мертвым путь к воскресению. Именно этот иконографический тип является каноническим, так как отражает традиционное учение о сошествии Христа во ад, победе Его над смертью, воскрешении Им мертвых и изведении их из ада, в котором они содержались до Его Воскресения.
Изображение Сошествия во ад соответствует литургическому воспоминанию Великой субботы и Пасхи. Само учение о Сошествии во ад основано на нескольких текстах из Священного Писания, прежде всего на послании апостола Петра: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, Праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, Которым Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал…» (1 Пет. 3, 18-19).
Данное событие запечатлено на прекрасной миниатюре XVII столетия из собрания музея в книге «Страсти Христовы и избранные жития». В центре композиции в окружении лучей славы стоит на попранных вратах ада воскресший Христос. Правой рукой он «изводит из гроба» Адама, левой – Еву. Ниже из гробов в светлых одеждах восстают души прежде умерших. Справа и слева от Христа души ветхозаветных праведников и пророков, живших до Рождества Христова и ждавших изведения их из адской тьмы, среди которых угадываются Иоанн Предтеча, цари Давид и Соломон, пророк Захария и другие.