Цветовая схема:
Размер текста:

Барышня – крестьянка

Выставка

Выставка «Барышня-крестьянка» приурочена к Международному женскому дню и будет проходить с 6 марта по 26 апреля.

В первой части выставки представлена городская женская одежда, обувь и аксессуары, а также детали интерьера конца XIX – начала XX века. Посетители познакомятся с двумя костюмными комплексами и свадебным платьем. Некоторые детали женского туалета экспонируются впервые.

Первый костюм является повседневным для горожанки среднего достатка. Представляет собой кофту и юбку, которые выполнены из шелка горчичного цвета, дополнены шелковым платком и серыми ботинками на шнуровке. Подобные костюмы шились местными портнихами.

Второй женский туалет летний, легкий и воздушный – выполнен из белой вуали, украшен кружевной отделкой. У платья интересная конструкция – оно состоит из лифа и юбки, которые соединяются между собой на талии маленькими крючками. Костюм дополнен белым кружевным зонтиком. Его ручка сделана из дерева, украшена металлическим набалдашником и кисточкой. Подобные зонтики защищали женщин, в первую очередь, от солнца, предохраняя кожу от загара.

Третье платье, представленное на выставке, является свадебным. Оно выполнено из шелкового атласа кремового цвета, с длинными драпированными рукавами и шлейфом. Отделано вышивкой и жемчужными бусинами. Такое платье могла купить в столичном магазине только дама с высокими доходами, из среды богатых дворян. Платье дополнено туфлями из белой замши, украшенными перламутром и бисером. 

Изящным штрихом к представленным костюмам являются кружевные воротнички для платья, а также детали интерьера – подсвечник, часы и фарфоровая статуэтка.


Второй раздел выставки посвящен крестьянскому костюму.

На территории мордовского края в конце XIX – начале XX вв. бытовало несколько комплексов русской одежды. Самым древним считается понёвный, самым распространенным – сарафанный, который имел разные названия в зависимости от кроя и ткани. Таким образом, одежда имела признаки как южного, так и северного костюма, а также дополнялась элементами, заимствованными из костюма ближайших соседей – мордвы.

Понёвный комплекс представлен подвенечным костюмом 1917 года из села Студенец Спасского уезда Тамбовской губернии (ныне Зубово-Полянский район РМ). К этому времени понёва осталась как повседневная одежда замужних женщин. Девушки надевали её во время свадебного обряда.

Один из наиболее архаичных типов сарафана – косоклинный распашной бытовал в селе Исса Инсарского уезда Пензенской губернии (ныне Иссинский район Пензенской области) в 1907 году. Название своё он получил по особенности кроя, при котором к двум передним и одному заднему полотнищу сарафана пришивали косые клинья, сильно расширяющие его к подолу. Разрез сарафана чаще всего зашивался наглухо, а пуговицы и навесные петли имитировали застёжку. Носили с рубахой «рукава» с прямыми поликами – прямоугольными плечевыми вставками, соединяющими переднее и заднее полотнища и расширяющими плечевую часть рубахи. Праздничные «рукава» шили из покупной ткани чаще всего красного цвета.

Прямой круглый сарафан поступил в музей из деревни Ташкино Ичалковского района РМ (ранее Лукояновский уезд Нижегородской губернии). Его шили из пяти-девяти полос яркой покупной ткани, которые наверху собирались в складки и обшивались тесьмой. Спереди или сбоку делался небольшой разрез, который застегивался на пуговицу или крючок. Сарафан держался на плечах с помощью лямок-«мышек». Подол его украшали 2 – 3 ряда кружев или тесьмы и оборка-«волан». Носили его с бесполиковой рубахой, ворот которой был настолько широк, что рубаху можно было надевать, не расстегивая пазуху. Широкие и пышные рукава украшались вышивкой, в основном красного и черного цвета.

К концу XIX в. в крестьянской среде под влиянием городской моды получили широкое распространение кофты с высоким стоячим воротником и пышными рукавами с манжетами. Кофты шили исключительно из фабричных тканей, отделывали защипами, ленточками, кружевом, сутажем по вороту, груди и рукавам. В селе Судосево Карсунского уезда Симбирской губернии (Большеберезниковский район РМ) кофты носили с юбкой или сарафаном, но уже надевая поверх него: сарафан в этом случае служил юбкой.

Несмотря на то, что до начала XX века женщины и девушки продолжали изготавливать ткани самостоятельно, а прядение и ткачество играло значимую роль в хозяйстве, в крестьянской среде все шире использовались фабричные товары для рукоделия. Праздничную одежду заказывали местным портнихам, которые обращались к «городским» фасонам. Перестали быть редкостью швейные машины: их можно было приобрести в рассрочку у торговых агентов. С 1901 года в уездном городе Подольске был построен завод мануфактурной компании «Зингер» и налажен выпуск швейных машин, которые в достаточном количестве стали поступать на российский рынок.

Дополнениями к костюмам служили нарядные тканые пояса, которые завязывали сбоку прямым узлом, и кармашки-«лакомки» для мелочей. Пояса изготавливали сами, украшали яркими узорами или заказывали в монастырях: с вытканными надписями, главным образом, религиозного содержания. 


И. Н. Кудашкина, заведующая отделом этнографии
 А.Н. Занкина, научный сотрудник исторического отдела

Вернуться к списку событий