В музее начала работать выставка, приуроченная к Дню славянской письменности «Великое изобретение человечества – письменность».
История письменности - это история развития человеческой мысли от простейших форм до чрезвычайно сложных абстрактных языков.
Через экспонаты выставки можно проследить этапы этого удивительного пути.
Здесь вы познакомитесь с пиктографическим (рисуночным) письмом. Рассмотрите рисунки из «Кодекса Мендоса», созданного анонимным автором приблизительно в 1547 году в Мехико – одного из лучших по сохранности среди ацтекских рукописных кодексов, который состоит из трех частей: исторической, налоговой и посвященной обычаем индейцев. А пиктографическое «Письмо солдату мордвину Никите Колесникову» попробуете расшифровать.
На выставке представлены образцы шумерского, египетского письма, образцы папируса и фотографии берестяных грамот, найденных в 1950-е годы недалеко от Новгорода. Бумаги, какой мы ее знаем, в XIII веке на Руси не было, и здесь повсеместно использовалась береста, самый доступный материал, и один из самых удобных для письма. Еще использовали восковые дощечки. Писали на бересте и дощечках «писалом» деревянным, костяным или металлическим. Берестяные грамоты являются ценнейшим материалом, который позволяет узнать быт средневековых людей и проследить историю восточнославянских языков. На выставке – реконструкция берестяной грамоты, восковой дощечки и «писала» (деревянное и медное).
Замечательна скульптурная композиция Е.И. Родионовой «Равноапостальные Кирилл и Мефодий – учителя словенские» дополняет витрину с образцами скорописи XVII века, копиями жалованной грамоты Пурдышевскому монастырю царя Михаила Федоровича Романова от 03.02.1621 года и настольной грамоты Патриарха Московского и всея Руси Иосифа архимандриту Новоспасского монастыря Никону об избрании его митрополитом Великого Новгорода и Великих Лук от 15 марта 1649 года.
Здесь же помещена Старопечатная книга в кожаном переплете на досках «Псалтырь», напечатанная в типографии Почаевской Успенской лавры в 1882 году, и поясная чернильница с гусиным пером.
На выставке - репродукции с картин, на которых мы видим школу XIX века. В руках у учеников грифельные доски, на которых они записывали урок, а учитель писал на большой классной доске. В витрине можно увидеть грифельную доску, чернильницу, перьевую ручку и перочистку, об которую чистили перо, когда оно загрязнится. И, конечно же, несколько первых книг для чтения: «Новая азбука» Л.Н. Толстого, изданная в Москве в 1910 году, «Азбука в картинках. Для домашнего обучения» Н. Тулупова (Москва, 1910г.), «Мир Божий: Русская азбука для обучения чтению и письму с рисунками» С.И. Гречушкина. (Москва. 1903 г.) и "Сеятель" - первая после азбуки книга К. Лукашевича.
Посетители выставки могут не только ознакомиться с экспонатами на ней, но и мысленно перенестись в средневековую Русь, попробовать оставить послание на бересте, или в школу XIX века, где запишут свои пожелания гусиным пером и перьевой ручкой.
Л.И. Полянская, отдел музейной педагогики