Цветовая схема:
Размер текста:

ТРОИЦА

Благослови, Троица,
Нам в лес пойти
Нам венки завивати,
Ай, дидо, ай, ладо,
Нам венки завивати
И цветы соривати!

День Святой Троицы отмечается на 50-й день после праздника Христова Воскресения – Пасхи, и входит в число двенадцати главных православных праздников. Второе название этого дня – Пятидесятница. В 2021 году День Святой Троицы приходится на 20 июня.

В календарь народной обрядности Троица вошла вместе с принятием православия и стала одним из самых любимых праздников. Главными атрибутами ее стала свежая зелень: полевые травы и цветы, ветви деревьев, а главным символом – береза. Плодородие земли в народном сознании всегда было связано с женским началом, а расцвет растительности – с молодостью, расцветом жизненных сил. Поэтому в основных обрядах этого цикла ведущая роль отводилась женщинам и молодежи.

В Семик (четвертый день недели, предшествующей Троице) девушки плели венки, кумились, водили хороводы с угощением, завивали ветви березы. Ритуал кумления обычно совершали две подруги: они обменивались колечками, платками через венок и обещались не ссориться весь год: «Кума с кумой покумимся, чтобы нам весь год не браниться! Побранимся – грешны будем!».

На Троицу обязательно украшались свежей зеленью церкви, дома и хозяйственные постройки, пол устилали душистыми травами, а на голову себе и нередко домашним животным надевали зелёные венки. Существовало поверье, что растения в Троицу обладают особой целительной силой. После праздника их нельзя было выбрасывать, как мусор, можно было только сжечь или пустить на банные веники. Ломать березу на веники разрешалось только после Троицы. Недаром праздники троицкого цикла назывались «зелёными святками»: в них можно проследить переплетение христианства и язычества.

Кроме того, особые дни троицких обрядов посвящались поминовению усопших: Родительская суббота накануне праздника собирала весь род на кладбищах, чтобы почтить память предков. Кресты украшали зелёными ветвями, на могилы приносили угощение. Обряды Русальной недели после Троицы были направлены на защиту от русалок – недружественных человеку существ, которыми становятся умершие нечаянной смертью. Их задабривали едой, которую оставляли на местах их гибели.

В день Троицы все шли в церковь с цветами и ветками березы, клена. После праздничной службы молодежь отправлялась развивать березу. Считалось, что если этого не сделать, дерево может обидеться. Обряд заканчивался на ржаном поле или у речки. Здесь березку разламывали и бросали, чтобы передать посевам и воде плодоносящую силу растений.

По венкам, свитым в Семик, гадали на судьбу: тот, что сохранил свежесть до дня Троицы, сулил своему владельцу долголетие и счастливое супружество. Венки пускали по течению реки: та девушка, чей венок дольше всех продержится на плаву, быстрее всех замуж выйдет. Если же венок прибился к берегу – в этом году не жди свадьбы.

Троица широко отмечается в сельской местности и в наши дни. Пусть многие ее обряды сохранились, как дань традиции, в исполнении фольклорных коллективов районных Домов культуры, празднование Троицы для всех жителей села – желанный, долгожданный православный праздник, сохраняющий отголоски древних слоев культуры, пусть и в трансформированном, осовремененном виде. Важно то, что народные традиции, пришедшие к нам из глубины веков, нашли своё место и в современном мире.

Литература: Церковно-народный месяцеслов И.П. Калинского. – М.: Худож. лит., 1990. – 238 с.

И.Н. Кудашкина, заведующая отделом этнографии

Вернуться к списку новостей