Цветовая схема:
Размер текста:

История почтовой карточки

Первой страной, где стала выпускаться «карточка для корреспонденции», была Австро-Венгрия. 1 октября 1869 г. в перечень почтовых отправлений вносилась – корреспондентская карточка размером 8,5x12 cм на лицевой стороне которой располагалась марка и адрес, а на обороте место для письма.

1 января 1872 г. «Временными постановлениями по почтовой части» в Российской империи были введены в обращение открытки («открытые письма», в последующем – «почтовые карточки» с 1909 г.) как вид почтовой корреспонденции. На лицевой стороне карточки имелся оттиск российского герба, марки и писался подробный адрес назначения, а на другой стороне бланковой бумаги – содержание письма с пометкой: «Почтовое управление за содержание писем не отвечает».

Российская маркированная почтовая карточка. 1870-е гг.

Данная формулировка была отменена в 1904 г. Первые открытки серовато-белого цвета размером 122х90 мм не имели рисунков. Маркированная русская открытка впервые была выпущена 1 мая 1872 г.

Стоимость пересылки открытого иногороднего письма составляла 5 к., и 3 к. взималось за пересылку открытого городского письма (где учреждены городские почты). Далее появляются черные, коричневые и зелёные карточки.

Глобализация системы почтового сервиса стала возможна в 1874 г. с образованием Всеобщего почтового союза (переименованного в 1878 г. во Всемирный почтовый союз – далее ВПС), который установил стандартную почтовую пошлину для почтовых отправлений, отправляемых членам союза.

В 1878 г. на II Всемирном почтовом конгрессе был принят международный стандарт почтовой карточки: 90х140 мм. В 1925 г. стандарт был изменён – 105х148 мм. Сегодня в нашей стране допустимый размер карточки – минимальный 90х140 мм, при максимальном 120х235 мм.

Российская империя, будучи членом ВПС с 1886 г., имела знак почтовой оплаты, признанный законным платёжным средством на территории других стран. Таким образом, со временем почтовая открытка становится средством международного общения. Также на формирование рынка сбыта повлияли рост грамотности населения и увеличение числа путешествующих людей.

Бланки открытых писем, предназначенные для обращения в пределах ВПС, имели на лицевой стороне заглавие на русском и французском языках.

Открытка почтовая пасхальная адресована в г. Краснослободск. 1904 г.

Позднее производители открыток отказываются от формального оформления своей продукции и обращаются к профессиональным художникам.

Разнообразие в выпуск иллюстрированных почтовых карточек внесли открытки с видами различных городов. Их популяризации способствовал развивающийся туризм и потребность путешественников отправлять видовые открытки из далёких стран своим друзьям и близким.

Монополия на выпуск открытых писем Почтовым ведомством была ликвидирована 19 октября 1894 г., с этого времени разрешалось изготавливать «бланки открытых писем» частным компаниям. Из распоряжения министра внутренних дел следовало: «Бланки открытых писем частного изготовления по формату и плотности бумаги должны соответствовать бланкам, изготовляемым почтово-телеграфным ведомством, и не превышать 14 сантиметров в длину и 9 сантиметров в ширину».

В России в 1895 г. появились иллюстрированные почтовые карточки отечественного производства. Однако из-за ограниченности технологических возможностей, которые влияли на результат полиграфического производства, часть русских открыток выпускали в европейских типографиях с использованием их печатных форм.

Одним из первых издательств в России было издательство при Петербургском попечительском комитете о сёстрах милосердия Красного Креста (Община святой Евгении, далее – Община).

Издательство Общины занималось просветительской деятельностью за счёт выпуска открытых писем, поскольку на них воспроизводились известные работы зарубежных и отечественных художников. Далее выпуск изобразительных почтовых карточек наладили и светские издательства. В дореволюционной России целый ряд открыточных фирм опирался на полиграфическую промышленность Западной Европы. В связи, с чем продукция фирм была малодоступна народу из-за высокой стоимости.

Кроме издателей, в создании открыток принимали активное участие полиграфические заведения, специализировавшиеся на печати изображений. Также они занимались и тиражированием продукции. Производство одной открытки обходилось в 1–2 коп. при тираже не менее 1000 экземпляров, а продавалась она по цене от 5 до 10 коп. Успех открыточного бизнеса зависел от количества продаж.

В начале ХХ в. появились художественные открытки с изображениями известных художников и фотографов. Крупнейшим по выпуску открыток-репродукций с картин русских художников было издательство «Ришар» в Санкт-Петербурге.

Открытка почтовая. Репродукция картины Ф.В. Сычкова «Дашка». Санкт-Петербург, начало XX в.

Серия почтовых карточек «Типы России» не только документирует повседневную жизнь людей, но и служит важным свидетельством исторического контекста России начала ХХ в.

Открытка почтовая «Типы России». Москва, 1903 г.

В МРОКМ имени И.Д. Воронина имеются почтовые открытки начала ХХ в., выпускались они фототипией Шерер, Набгольц и Ко в Москве, издательским товариществом Голике и Вильборг в Санкт-Петербурге, изданием Варшавского Магазина О.В. Фишман в Пензе и др.

Открытка почтовая. «Г. Пенза. Учительская семинария» с письмом В.Н. Удаловой от дочери Мани. Пенза, 1910-е гг.

В Саранске почтовые карточки печатались издательством М.А. Критского и издательством А.Ф. Жоржева и Е.И. Кирдина.

Конец первому периоду развития открыточного рынка был положен первой русской революцией Большинство иностранных и отечественных издателей не справились с кризисом, возникшим в России в годы первой русской революции

С 1 февраля 1904 г. по решению ВПС адресная сторона была разделена на две части: одна, снабженная горизонтальными линиями, предназначалась для адреса, другая – для письменного послания. Лицевая сторона становилась центром художественного оформления. Через открытки художники и фотографы доносили своё понимание действительности, свои художественные вкусы, своё видение искусства.

С течением времени почтовые открытки стали использоваться не только для обмена сообщениями, но и как средство рекламы, искусства и коллекционирования. Продажа открытых писем с рекламой в Российской империи началась с 1907 г.

В связи с началом Первой мировой войны сообщение с заграничными издательствами было прервано. Данное обстоятельство повлияло на развитие отечественного продукта.

В годы Первой мировой войны почтовые открытки стали популярны как способ связи между солдатами и их семьями. Корреспондентские карточки содержали изображения солдат и картины, символизирующие поддержку фронта.

Открытка почтовая. «Сердечный приветъ съ дороги». 31 декабря 1916 г.

Существенно ситуация с выпуском почтовой открытки изменилась с приходом советской власти. Корреспондентские карточки стали экономичным вариантом отправки сообщений по почте для широких масс населения. Также открытки использовались советским руководством для распространения идеологических материалов, что способствовало их популярности.

В коллекции музея имеется почтовая открытка советского периода связанная нахождением в Самаре в 1918 г. «железной дивизии» и белочехов, выпущенная Изданием Самарской Губернской Октябрьской Комиссии в 1927 г.

В советское время почтовые открытки были важным источником информации пропагандисткой и агитационной направленности, отражающим политическую и социальную жизнь общества.

В годы Великой Отечественной войны почтовые карточки стали важной частью культурной памяти, поскольку помогали сохранять не только факты истории, но и переживания людей указанного периода. Карикатуры на врагов способствовали поднятию морального духа как солдат, так и гражданского населения.

Открытка почтовая с фронта И.Т. Сайгушева дочери Валентине. 2 марта 1942 г.

В коллекции научно-вспомогательного фонда МРОКМ хранится почтовая карточка, привезенная К.В. Бабиным из Кореи, где он проходил военную службу в 1946 г. Подобные открытки имеют особую ценность, поскольку они не только напоминают о времени, проведённом вдали от дома, но и передают атмосферу тех мест, где находился военнослужащий. Также данные корреспондентские карточки могут стать важной частью личной истории и семейного наследия, сохраняя воспоминания о том времени и тех местах.

Открытка почтовая. Привезенная К.В. Бабиным из Кореи. Япония, 1946 г.

В собрании нашего музея представлены отечественные издания, как «Изогиз», «Художник РСФСР», «Советский Художник», «Планета», «Министерство связи СССР», «Изобразительное искусство».

Открытка почтовая с цветной репродукцией картины Ф.В. Сычкова «Таня». Ленинград, 1957 г.

Они сыграли важную роль в популяризации советского изобразительного искусства и культуры в целом.

Также в данный период Государственная Третьяковская галерея выпускала почтовые карточки с репродукциями известных картин, что позволяло широкой аудитории знакомиться с произведениями искусства, не посещая музей.

Открытка почтовая художественная. Надпись внизу «В.А. Васильевъ. – Перед дождемъ (осень, закат солнца). Третьяковская галерея».

Эта инициатива была направлена на популяризацию искусства и сделала его более доступным для обычных людей. По сей день открытки-репродукции произведений мастеров живописи, продолжают пользоваться заслуженной популярностью.

В постсоветском обществе почтовые открытки утратили свою былую популярность и значимость. Основная категория выпускаемой продукции включает в себя поздравительные открытки. Однако с появлением мессенджеров и социальных сетей, традиционные открытки стали менее актуальными. Несмотря на это, для некоторых людей почтовая открытка содержит особую ценность как символ заботы и внимания. Сегодня корреспондентские карточки являются одним из самых дешевых способов отправки сообщений по почте, следовательно, можем говорить, что корреспондентская карточка продолжает оставаться отличным способом сохранения и поддержания связи между людьми.

Е.А. Базарова, научный сотрудник отдела современной истории

Вернуться к списку новостей
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

(требование ФЗ №152. Статья 9 "Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных")