Режим работы:
10:00 - 18:00
Касса до 17:00
Выходной - понедельник

Адрес: Саранск, ул. Саранская, 2
Телефон: (8342) 39-14-97

Новости

29 Августа 2018

Строительство железной дороги имело большое значение для экономического, социального и культурного развития мордовского края, так как уже ко второй половине XIX века Мордовия быстро лишалась торговых связей. Гужевой транспорт больше не мог выдержать конкуренции с железнодорожным сообщением. Так, например, тракт проходящий через г. Саранск и соединяющий знаменитую Макарьевскую ярмарку с Курском быстро терял свое значение, как транспортная артерия по мере развития железных дорог. Мордовский край, богатый черноземными почвами, лесами и пойменными лугами, с издавна сложившимися промыслами и торговлей оказался с трех сторон обойденным новыми транспортными путями. В результате, промышленные и торговые капиталы стали переходить из Мордовии к городам, расположенным у железных дорог – Нижнему Новгороду, Пензе, Самаре. Краевед И.Д. Воронин писал, что удаленность нашего края от новых путей транспортных связей страны способствовала консервации и сохранению остатков полупатриархальных отношений в быту. «Лучина для освещения, самодельные серные спички, курные избы с топкой «по-черному», лапти и домотканая одежда, постные щи и картофель в мундире».
И вот, летом 1891 г. на территории мордовского края началось железнодорожное строительство в связи с сооружением линии Москва – Казань. Оно было поручено Обществу Московско-Казанской железной дороги, во главе с Карлом фон Мекком, предпринимателем, выходцем из Германии. В Мордовии было построено около 20 железнодорожных станций.
Железнодорожный путь прошел рядом с небольшим селом Рузаевка, которая согласно «Списку населенных мест Пензенской губернии» 1869 г. была владельческим селом из 85 дворов (652 чел.). Станция была построена на пустующей территории около Рузаевки и получила то же именование, что и населенный пункт.
1 сентября 1893 г. через Рузаевку прошел первый поезд, следующий из г. Сасово. В декабре этого же года началось регулярное движение от Сасова до Свияжска через Рузаевку и Саранск.  В декабре 1895 г. стала функционировать железнодорожная линия Рузаевка – Пенза, а в конце 1898 г. – Рузаевка – Сызрань. 
В 1896 г. Рузаевка становится железнодорожным узлом, после перевода сюда из г. Саранска паровозного депо. Так почему же именно Рузаевка, которая на тот момент представляла собой небольшое деревянное пристанционного типа поселение с единственным крупным городским зданием – вокзалом, стала транспортным центром, а не Саранск – уездный город Пензенской губернии? Это было связано с конфликтом об отчуждении под строительство земли, который затянулся на 7 лет между городской думой г. Саранска и Обществом Московско-Казанской железной дороги. Подробно о сути данной тяжбы рассказал И.Д. Воронин в своей книге «Саранск».
Открытие на станции Рузаевка железнодорожного узла обусловило дальнейший рост железнодорожного поселка, который со временем органично слился с селом, располагавшимся рядом. 5 июля 1937 г. рабочий поселок Рузаевка, Рузаевского района получил статус города.
В нашем музее вы можете познакомится с экспозицией, которая посвящена строительству железной дороги в мордовском крае, а также участию рузаевских железнодорожников в революционных событиях 1905 года, вошедших в историю под названием «Рузаевская республика».
Библиография

  1. 1.Воронин И. Д. Достопримечательности Мордовии. Саранск, 1967. С. 126.
  2. 2.Воронин И. Д. Саранск. Саранск, 1961. С. 114 – 122. 
  3. 3.История Мордовской АССР. Т. 1. Саранск, 1979. С. 205 – 206.
  4. 4.Мордовия. Энциклопедия. Т. 1. Саранск, 2003. С. 317.

А.Н. Занкина, научный сотрудник исторического отдела

Календарь событий

Ноябрь 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Создание и поддержка ООО «13РУС»
Саранск Мордовия Бизнес