Режим работы музея:
Вт.- Вс. - с 10:00 до 18:00.
Касса до 17:30
Чт. - с 11:00 до 20:00
Касса до 19:30.
Выходной - понедельник

Режим работы администрации музея:
с 9:00 до 18:00.
Выходной - суббота, воскресенье

Адрес: Саранск, ул. Саранская, 2
Телефон: (8342) 39-14-97

Новости

21 Мая 2018

В Мордовском республиканском объединенном краеведческом музее имени И. Д. Воронина хранится свыше 4000 книг редких и ценных изданий XVI – XX вв. Коллекция кириллической печати насчитывает 120 экземпляров (изданных в 16 разных типографиях), из них 69 старопечатных книг периода 1581-1830 гг. В записях на книгах названы 78 имен людей, которые владели, вкладывали, читали, продавали или покупали книги в XVI – XX вв., а также 35 названий населенных пунктов, 2 монастыря, 23 церкви.
В коллекции имеются рукописное Евангелие XVI века и печатная  Острожская Библия 1581 г., созданная Иваном Федоровым,  6 Евангелий XVII века, из которых 2 Евангелия учительных 1619 и 1633 гг.; 9 Евангелий XVIII века, из которых одно – «Евангелиа чтомая во св. вел. Четверток и пяток»; 13 Евангелий XIX века, из которых одно – Евангелие учительное последней четверти XIX века (старообрядческое переиздание Учительного Евангелия 1633 г.); 4 Евангелия 1900-1913 гг. Всего печатных Евангелий XVII – начала XX вв. 32 экземпляра + 1 рукописное Евангелие первой пол. – середины XVI века и 4 издания Библии 1581, 1756, 1802 и 1810 гг.
Итого рукописных и печатных книг, содержащих кириллические Евангельские тексты, – 37 экземпляров, к которым примыкает еще одна лицевая рукопись XVII века «Страсти Иисуса Христа», созданная по евангельскому повествованию о последних днях земной жизни Спасителя.
Самыми древними кириллическими книгами в собрании МРОКМ являются памятники XVI столетия.  XVI век – время наибольшего торжества  рукописных книг и в то же время век зарождения русского книгопечатания. В собрании МРОКМ находится блестящий образец столичного книгописного искусства, обнаруженный в Темниковском районе, недалеко от города с древней историей (дата перенесения города на современное место 1536 г.). Самое древнее рукописное евангелие первой пол. – середины XVI века было изъято сотрудниками милиции у частных лиц, проживавших неподалеку от упраздненного еще при Екатерине II Темниковского Рождество-Богородичного Пурдошева монастыря,  самого старого на территории мордовского края, основанного в конце царствования Ивана Грозного в 1580-е гг.
 Памятник написан прекрасным четким полууставом, имеет сложные травяные орнаментальные заставки, наследующие еще византийскую традицию. Отличительной особенностью данного экземпляра Евангелия является отсутствие миниатюр, что лишний раз является подтверждением того, что переписчик  далеко не всегда являлся и автором художественного оформления, как это зачастую считается в науке. Для миниатюр оставлено по 3 пустых страницы, однако, по неизвестным причинам, заказчик, видимо, забрал рукопись, не дождавшись, когда иконописцы создадут изображения  четырех  евангелистов. Возможно, вкладчик спешил к престольному празднику церкви или монастыря, поскольку, очевидно, по наличию зачал и указаний чтений на недели,  что данная книга создавалась для Богослужения.
Самым ранним изданием Московского Печатного двора в коллекции является Евангелие учительное (1633), изначально принадлежащее московским церквям, о чем повествуют записи XVII века на полях экземпляра. В результате многовековых путешествий эта книга оказалась на территории Мордовии и была передана в музей директором народного музея Совхоза-техникума с. Ичалки  Т.И. Зеленеевой. Древнейшая  запись 1647 года на полях этой книги гласит: «Лета 7155 марта в 25 день дал сию богодохновенную книгу евангелие толковое в дом честнаго и славнаго ея благовещения и тому славному и всехвальному апостолу и евангелисту Ивану Богослову и великому чюдотворцу и Николе Мирликийскому чюдотворцу что в Гнездниках [?] и московским чудотворцам Петру и Алексею…торговый человек суконные сотни Иван Васильев сын Можаитинов по своих родителех при попе Гавриле Григорьеве сыне да при Евстигнии Варнаеве [?] сыне – а кто сию книгу ис церкви божией украдет  ино  будет на нем церковная тяжесть». Через 16 лет это Евангелие купил поп Стефан Алексеев за церковные деньги в церковь Преображения Господня, что за Москвою рекой в Налишках [Кулишках?] и «подписал своею рукой».
В 1939 г. из Иоанно-Богословской церкви, самой древней, построенной в 1693 г., в числе другого культового имущества поступило 8 книг. Среди них такой замечательный памятник книжного искусства  как Евангелие московской печати 1677 года, украшенное заставками с изображением событий из жизни Иисуса Христа, и гравюрами евангелистов с подписями мастеров - Г. Аврамов, Ф. Зубов, А. Нефедьев, иеромонах Иоасаф. На полях книги имеется запись на с. 25 – 47 коричневыми чернилами скорописью XVII в.: «1678 г(ода) ма(р)та в 11 Сия Кн(и)га  С(вя)тое Ев(ан)г(е)лие Приложена к ц(е)ркви Иоанна Богослова что в Сара(н)ске Гор(о)де».
 Записи на старопечатных книгах являются важными историческими источниками. Так, например, постройка замечательного памятника архитектуры начала XVIII в. церкви Иоанна Богослова в ансамбле Макаровского погоста датируется лишь благодаря гравированной  надписи  на окладе напрестольного Евангелия (1698) , поступившего в музей в 1940 году: «Сие святое евангелие построено в церковь святаго, славнаго и всехвальнаго апостола и евангелиста, девственника и наперсника и друга Христова Иоанна Богослова что на погосте близ града Саранска в вотчине Макария Артемева сына Полянского лета от сотворения света 7212… а от рождества бога Слова 1704 июня в 4».
Есть в собрании музея и много иных книг, с другими, на наш взгляд, не менее интересными записями и историями…
Церковные книги в нашей стране всегда писались на церковнославянском языке и печатались кириллическим шрифтом. Время не щадило их: наводнения, пожары, набеги «иноплеменных» и особенно советские богоборческие годы уничтожили сотни тысяч  экземпляров – огромнейшую часть исторического и культурного наследия нашей страны. Поэтому тем большее значение  приобретает сохранение и исследование того, что осталось. Старопечатные и рукописные книги не только памятники и «документы эпохи», но и содержат много ценных, нигде более не зафиксированных сведений о прошлом.

 


 Евангелие 1677 г. из Саранской Иоанно-Богословской церкви с засписьб  внизу листа 1678-рпs

  Евангелие рукописное 16 век, разворот

 

  Евангелие рукописное. XVI в. МРОКМ

  Надпись 1704 г. на Макаровском ЕВАНГЕЛИИ 1698 Г.

Нижняя крышка оклада Евангелия 1698 г. з запистю о строительсве макровской церкви в 1704 г.

Д.В. Фролов, научный сотрудник исторического отдела

Календарь событий

Июнь 2019
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Создание и поддержка ООО «13РУС»
Саранск Мордовия Бизнес