Режим работы музея:
10:00 - 18:00
Касса до 17:30
Выходной - понедельник

Режим работы администрации музея:
09:00 - 18:00
Выходной - суббота, воскресенье

Адрес: Саранск, ул. Саранская, 2
Телефон: (8342) 39-14-97

Новости

11 Марта 2019

Под этим названием в детском музее открылась выставка, которая объединила, казалось бы, совершенно разные понятия и предметы. Выставка рассказывает об удивительной водоплавающей птице, воплощающей и объединяющей в себе три стихии: землю, воду и воздух. У многих народов эта птица считается священной, об этом мы узнаем из народных сказок, мифов и легенд. Финно-угорские народы называют ее великой птицей, ведь по преданию Иненармунь нырнула на дно океана и достала частицу ила, из которого была образована суша. В качестве великой птицы могут выступать и гусь, и лебедь, и утка. Существование у мордовского народа представление о Великой птице подтверждается археологическими материалами. При раскопках обнаружены зооморфные подвески со стилизованными лапками водоплавающих птиц и кованные бляхи, которые носили замужние женщины на животе, таким образом оберегая себя от колдовства и злых духов, так же имеют изображение птицы.  
 На выставке представлены музейные предметы: чучела птиц, экспонаты из этнографической коллекции – предметы женского костюма с украшениями из перьев утки. Рисунки учащихся школы №39, работы фотохудожников Н.Каранова и Л. Зуевой, книги, театральная афиша и программка спектакля «Дикий» по сказке Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». В 2007 году в Саранске проходил Финно-угорский фестиваль «Шумбрат, Финно-Угрия» символом фестиваля была птица Иненармунь – на выставке представлен флажок и значок с изображением этой птицы, также здесь можно увидеть фотографии с Чемпионата мира по футболу 2018, где символом Саранска стала тоже Иненармунь.
Выставка будет работать до середины апреля.

Л.И. Полянская, научный сотрудник отдела музейной педагогики

11 Марта 2019

В середине XVI века в Москве действовала первая анонимная печатная типография, о которой практически ничего не известно. Через десять лет после издания первого узкошрифтного Евангелия вышла книга, в которой указывалось место и время печати, имена не только мастеров, но и издателей-заказчиков и даже излагались причины издания. Эта дата и стала считаться началом официального книгопечатания – 1 марта (14-го нового стиля) 1564 года повелением Ивана Грозного была выпущена знаменитая книга «Апостол» Ивана Федорова и Петра Мстиславца. Оба мастера вошли в историю как первопечатники, а старообрядческая церковь со временем даже канонизировала Ивана Федорова.

25 декабря 2009 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было постановлено учредить ежегодный День православной книги, приурочив его к дате выпуска первой на Руси печатной книги Ивана Фёдорова «Апостол». С 2010 года День православной книги проводится во всех епархиях Русской Православной Церкви.

Очень часто можно услышать вопрос, почему же все-таки в середине XVI века было признано необходимым параллельно широчайшему рукописному книгопроизводству завести типографское? Упрощенно все факторы можно свети к 2 пунктам. Во-первых, это было стремление дать всей русской православной церкви единый фиксированный и исправленный текст церковных книг, переписывание которых от руки порождало ошибки и искажения (о чем говорят и постановления Стоглавого собора 1551 г.). Во-вторых, резкое повышение спроса на богослужебные книги, которое уже не могло во всем объеме удовлетворить рукописное производство, а также острая необходимость снабдить книгами многочисленные новооткрываемые храмы и монастыри в первую очередь в восточных областях, завоеванных Иваном Грозным «паче же в новопросвещенном месте, во граде Казани и в пределех его» (послесловие к Апостолу 1564 г.).

Во всех странах Западной Европы типографское книгопроизводство пришло на смену рукописному и вытеснило его; в Московской Руси этого не произошло. Традиция рукописных книг продолжалась вплоть до XIX в.

Так же с XVI века на Руси установился весьма своеобразный порядок, что литература существовала сама по себе, а книгопечатание параллельно само по себе, оно было монополизировано государством, которое присвоило себе право быть единственным печатником в стране.  Не могло быть и речи о свободном издании книг в государственной типографии по заказу частных лиц, как это практиковалось повсеместно в Европе. Правительственная монополия, введенная на печатание книг, представляла пример, единственный в Европе, ведь даже на Украине (в составе Польши) картина была совершенно иной.

Количественные результаты действия московских печатников XVI столетия представлены в таблице (число обозначает количество наименований изданных книг).

Анонимная
типография
ок.1555-1568 г.
Иван Федоров
и Петр Тимофеев
1563-1565
Никифор Тарасиев
и Невежа Тимофеев
Перерыв в 19 лет Андроник
Тимофеев Невежа
7 3 1 7
Всего от начала до 1568 г.   11 изданий 7
Всего за XVI век 18 изданий

По содержанию данные издания распределяются, как это видно из трудов А.С. Зерновой, следующим образом.

Наименование книги Кол-во изданий Наименование книги Кол-во изданий
Евангелие напрестольное 3 Октоих 1
Апостол 2 Минея общая 2
Псалтирь 3 Триодь постная 2
Часовник 3 Триодь цветная 2

Таким образом, очевидно, что ценность печатных изданий XVI века крайне велика и каждый экземпляр в силу своего бытования, сохранности, маргиналий (записей) и проч. должен изучаться отдельно, поскольку получил в науке название «идеального экземпляра».
В Мордовском республиканском объединенном краеведческом музее имени И. Д. Воронина хранится свыше 4000 книг редких и ценных изданий XVI – XX вв. Коллекция кириллической печати насчитывает 120 экземпляров (изданных в 16 разных типографиях), из них 69 старопечатных книг периода 1581-1830 гг. В записях на книгах названы 78 имен людей, которые владели, вкладывали, читали, продавали или покупали книги в XVI – XX вв., а также 35 названий населенных пунктов, 2 монастыря, 23 церкви.

Во главе репертуара старопечатной книги стоит Библия, которая в христианском мире была и остается книгой всех книг. В музейном собрании есть Библия, напечатанная Иваном Федоровым в 1581 г. в Остроге (в имении князя Острожского). Это первое издание Библии на церковнославянском языке (с рукописной Библии святителя Геннадия Новгородского 1499 г.). Заглавный лист украшен рамкой того самого Апостола (1564 г.), отпечатанной со старой московской доски. На обороте титульного листа – герб К.К. Острожского, который обрамляют вирши, сочиненные Герасимом Смотрицким, в честь князя-мецената. Гравюр в Библии нет. Попытка первопечатника заказать гравюры на металле оказалась безуспешной. Специально для Библии были изготовлены небольшие узкие заставки и концовки с растительным орнаментом, а также много крупных белых инициалов на черном фоне. Острожская Библия – внушительный фолиант объемом в 1256 страниц, напечатана большим для того времени тиражом – не менее 1500 экземпляров и ее можно встретить в Литве, Белоруссии, на Украине. Часть тиража была отправлена в Московскую Русь, где Библия получила широкое распространение. Несколько экземпляров получил от К.К. Острожского и Иван Грозный, из библиотеки которого для печати была получена наиболее точная («геннадиевская») редакция перевода Библии на славянский язык.

На листах Острожской Библии существуют следующие записи: 1) на л. 178 об. нерасшифрованная запись 1678 г., упоминается пан Ефимий Осинский, пан Клента;  2) на л. 175 об. – 3 (2-го счета) коричневыми чернилами скорописью XVII в.: «Библиа стольника Федора …Васильева Эверлахова»; 3) на л. 1-175 ( л. 1, 12, 23, 39, 92, 129, 145, 175 1-го счета) коричневыми чернилами скорописью XVIII в.: «Сия книга библиа г(оспо)д(и)на каллежскаго асессора Афонасия Аврамовича Ганчарова». Данные записи свидетельствуют о принадлежности фолианта разным состоятельным людям: в записи 1678 года на польском языке упоминается пан Клента и пан Ефимий Осинский; в XVII веке Библия является собственностью стольника Федора Васильева Эверлахова, переяславского наместника, доверенного лица царя Алексея Михайловича. В  XVIII веке на страницах книги появляется другая запись-скрепа: «Сия книга библиа господина каллежскаго асессора Афонасия Аврамовича Гончарова». Его правнучка, Наталья Николаевна (1812 – 1863), была женой А. С. Пушкина.
Музейный экземпляр Острожской библии был приобретен стараниями сотрудника Г.Н. Голиченко в 1984 г. у  Н.Ф. Дяченко (наследника библиотеки старообрядца Е.П. Гавричихина).

С 5.10.2009 г. по 18.05.2012 г. данный ценнейший фолиант находился на реставрации в Москве в самом известном в России реставрационном центре им. И.Э. Грабаря, стоимость работ составила около 700 000 рублей.

Д.В. Фролов, к. филол. н, заместитель директора по научной работе

11 Марта 2019

6 марта в лекционном зале состоялось открытие выставки «Весенняя палитра Оксаны Рощиной-Егоровой». Гостями вернисажа стали ветераны нашего музея, сотрудники архивной службы, представители СМИ, учащиеся Саранского государственного промышленно-экономического колледжа.
Презентация выставки стала частью большой праздничной программы, подготовленной нами к Международному женскому дню, и выбор автора выставки был не случаен. Искренние и лиричные, пронизанные солнцем – работы художницы словно сами излучают свет и создают весеннее настроение независимо от времени года пейзажей, предметного ряда натюрмортов, сценок из жизни птичьего двора или домашних питомцев.
Профессиональное образование художница получила в Саранском художественном училище имени Ф.В. Сычкова. С 2009 года она – постоянный участник городских, республиканских, зональных, всероссийских и международных выставок. Работы Оксаны хранятся в частных коллекциях и художественных галереях Москвы, Казани, Сарова, Йошкар-Олы, Чебоксар, Саранска… С 2011 года она заслуженно стала членом Союза художников России, а с 2014 года преподает живопись в Саранском художественном училище имени Ф.В. Сычкова.
Приходите в музей, и экспозиция выставки «Весенняя палитра Оксаны Рощиной-Егоровой» создаст вам весеннее настроение независимо от того, какая погода будет за окном!

И.Н. Кудашкина, заведующая отделом этнографии

11 Марта 2019

Прошлая неделя в музее выдалась богатой на яркие события.
6 марта состоялось открытие по-настоящему нежной и чувственной выставки члена Союза художников России, графика, дизайнера, иконописца, художника О.А. Рощиной-Егоровой «Весенняя палитра Оксаны Рощиной-Егоровой». Работы выполнены в разных жанрах: здесь и портреты, и пейзажи, и абстрактные композиции. А с 7 марта посетителей музея радует эклектичная выставка «Чудо в перьях». Её главным героем стала утка, выбор которой не случаен. Ведь зима закончилась, а значит, скоро прилетят птицы и принесут на своих крыльях весну и теплую погоду.
Специально к Международному женскому дню была проведена тематическая экскурсия «Женщина в истории России» по историческому залу музея. Экскурсанты узнали, кто из выдающихся женщин повлиял на ход истории в России и нашем крае. Праздничное настроение создали в музее учащиеся и преподаватели Детской музыкальной школы №1 на концерте «Весеннее настроение». Для слушателей прозвучала современная и классическая музыка российских и зарубежных композиторов. В преддверии 8 марта состоялось интерактивное занятие «Приятного чаепития!», на которое ребята принесли портреты своих мам. Из их работ была сформирована выставка «Моя любимая мама!», которая получилась яркой и по-весеннему теплой.
С молодецким задором прошло мероприятие «Боярыня Масленица» с участием клуба «Владычный полк», чьи зрелищные выступления всегда проходят «на ура». Гостей музея ждали масленичные развлечения, всевозможные игры, забавы и веселые состязания, которые перенесли всех участников на несколько веков назад, рассказывая о традициях нашего народа.

А.А. Катикова, научный сотрудник отдела музейного развития

Календарь событий

Март 2019
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Создание и поддержка ООО «13РУС»
Саранск Мордовия Бизнес