Режим работы:
10:00 - 18:00
Касса до 17:00
Выходной - понедельник

Адрес: Саранск, ул. Московская, 48
Телефон: (8342) 47-22-49

Новости

06 Июня 2017

Самым известным и крупным изготовителем открытых писем (открыток) с видами городов России было издательство «Шерер, Набгольц и Ко» (А.И. Мея), находящееся в столице.  В 1896 г. издательство выпускает первые открытые письма с видами Москвы, а затем других городов России. В фондах музея хранятся открытки издательства «Шерер, Набгольц и Ко» с видами Саранска начала ХХ в. В 1914 г. уже по фототипии «Шерер, Набгольц и Ко» издательство А.С. Суворина выпускает открытки с видами станции Рузаевка, а в 1916 г.  станции Арапово.  
Три вида города Саранска, выпущенные издательством «Шерер, Набгольц и Ко», видимо, изданы в разные годы, так как отличаются оформлением текста. Одна, возможно самая ранняя карточка, с надписью «Саранск» в левой части, на ней мы видим Базарную площадь с домами богатых горожан, расположенных рядом с Петропавловским монастырем. И две открытки с  текстом справа, где к названию города добавлено название сюжета: «Саранск. Общий вид» и  «Саранск. Московская улица»
Панорамы и улицы г. Москвы снимали известные мастера, и только работы победителей конкурса печатались на открытках, а виды провинции исполнялись  по лучшим снимкам, как правило, местных фотографов. Издательство покупало авторское право на фото и печатало определенный тираж открыток.
Одним из известнейших фотографов Саранска был Александр Алексеевич Егунов (1873 – 1939). Его фотосалон  находился в собственном доме на Рождественской улице. Самая ранняя фотография из фондов музея имеет авторскую подпись: «Ст. Копи по Военно-Грузинской дороге от Владикавказа. 1897 г.».  Из множества снимков особый интерес представляет панорамное фото нашего города, выполненное А.А. Егуновым в 1900 г.  с площади перед парком им. А.С. Пушкина. При сравнении, мы видим практически такой же  общий вид Саранска, как и на открытке издательства «Шерер, Набгольц и Ко», только слегка оживленный фигурами людей. Можно предположить, что именно фоторабота А.А. Егунова была  опубликована на бланке открытого письма известного московского издательства.  В  конце XIX – начале ХХ века в Саранске действовали и другие фотографии: А. Криммера на Московской улице, фотография А.К. Кинцеля и А.К. Кинцеля в доме Новохацкого на углу Покровской улицы. Их снимки могли также быть опубликованы на первых открытках.
Датировка почтовых отправлений, как правило, осуществляется по почтовому штемпелю. Но он указывает только на одну крайнюю дату,   открытка с общим видом Саранска прошла почту  в июне 1911 г. Естественно, она могла быть отправлена не сразу после выпуска.
Установить приблизительную дату снимка и печати помогают  определенные дома, строения и отдельные детали улиц.  На  открытке с видом Базарной площади запечатлены торговые корпуса, которые  были построены Саранской городской думой в марте 1907 г. (Бахмустов С., Лаптун В. Разорванное ожерелье/ С. Бахмустов, В. Лаптун. Саранск: Морд. кн. изд-во., 1991. – 256 с., С. 68 – 70).
На открытке с общим видом от парка  четко выделяется  недостроенный второй этаж служебного здания Спасского Собора. Известно, что в июле 1910 г.  оно было сдано в аренду городу для размещения женской школы, и, следовательно, было полностью готово для приема детей. Таким образом,  открытки издательства «Шерер, Набгольц и Ко» с видами Саранска были напечатаны в период не ранее весны 1907 г. и до июля 1910 г.  

С.А. Телина, заведующая историческим отделом

06 Июня 2017

Сегодня день рождения великого русского поэта Александра Пушкина.
С его именем в Саранске связано много достопримечательностей и интересных историй. В 1899 году в год 100-летия со дня рождения Пушкина в городе открылась народная бесплатная библиотека-читальня, будущая Национальная библиотека имени А.С. Пушкина (с 1939 года). В том же году в ознаменование 100-летия со дня рождения поэта городскому саду на Успенской площади было присвоено имя "Пушкинский" и установлен памятник-бюст А. С. Пушкину по инициативе и на средства Председателя Саранской уездной земской управы Владимира Карловича Лилиенфельда. Этот бюст был изготовлен в бронзолитейной мастерской Миттельбергера в Санкт-Петербурге по оригиналу скульптора Ивана Петровича Витали (1794-1855), современника А.С. Пушкина, познакомившегося с поэтом лично через П.В. Нащокина. В результате по заказу Нащокина был создан первый вариант портрета Пушкина, где он изображен в лавровом венке. Однако, более удачным считают второй вариант, который Витали выполнил после гибели Пушкина, используя для точной передачи черт лица поэта его посмертную гипсовую маску. Скульптурный портрет Пушкина работы Витали вызывал восхищение у многих современников, писатель М. Погодин писал в письме к П. Вяземскому: "Какой бюст Пушкина у нас вылеплен! Как живой! Под надзором Нащокина делал Витали". Бюст простоял в городском саду вплоть до 30-х годов XX века, сейчас хранится в фондах нашего музея.
Пушкин – не только наше всё, но и живой человек, даже очень живой. Он любил женщин, знал толк в вине, не терпел оскорбления…. Узнайте, что Пушкин рисовал на полях своих рукописей, кто играл поэта в кино и что бы он ответил на ваш вопрос http://www.culture.ru/s/pushkin/
В честь дня рождения Поэта компания "Яндекс" и Государственный музей А.С. Пушкина представляют совместный проект "Ай да Пушкин!" - виртуальное путешествие по мемориальным местам Москвы и Петербурга, Сибири и Северного Кавказа, Молдавии и Украины https://pushkin.yandex.ru/ 

Зав. отделом музейного развития
Т.Н. Червячкова

Календарь событий

Июнь 2017
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Создание и поддержка ООО «13РУС»
Саранск Мордовия Бизнес