Режим работы:
10:00 - 18:00
Касса до 17:00
Выходной - понедельник

Адрес: Саранск, ул. Московская, 48
Телефон: (8342) 47-22-49

Новости

12 Апреля 2017

11 апреля состоялось подведение итогов III городского конкурса исследовательских работ «Бабушкин сундук», который Мордовский республиканский объединённый краеведческий музей имени И.Д. Воронина проводит совместно с Информационно-методическим центром Департамента по социальной политике Администрации городского округа Саранск.
Этот конкурс традиционно пользуется популярностью. На конкурс было представлено более 30 работ, во второй тур прошли 13. Участником предстояло защитить свои работы и ответить на вопросы компетентного жюри. Выбор был сложный. Ведь за каждой вещью скрываются человеческие судьбы, история семьи, часто совсем непростая. От победителя в старшей возрастной номинации, Маргариты Грининой, учащейся МОУ «СОШ №27»,  мы узнали,  как в трудные времена помогала выжить нескольким поколениям их семьи швейная машинка Singer, которая хранится до сих пор, хоть и не в рабочем состоянии. О традициях использования свадебных полотенец-рушников в с. Кочкурово Дубенского района рассказала Алина Наумкина из Озёрной общеобразовательной школы. Полотенца бабушка Алины вышивает тамбурным швом, изготавливает на заказ. А в семье Екатерины Станчуляк, ученицы МОУ «СОШ №37»  передаётся от матери к дочери книга-сонник 1914 года издания,  с помощью которой до сих пор толкуют сны в семье.
В средней возрастной номинации стала победителем Виктория Четвергова (МОУ «СОШ с УИОП №24») с исследованием о тканом поясе, в младшей возрастной группе победила работа Елизаветы Куркиной (МОУ «СОШ №37») с рассказом о сумке-калите.
Благодарим за помощь администрацию МОУ «СОШ №37», на базе которой подводились итоги конкурса.
Надеемся, что в следующем году участники порадуют нас новыми  оригинальными работами и интересными находками.


Т.Н. Червячкова,
зав.отделом музейного развития

12 Апреля 2017

11 апреля 2017 г. сотрудники МРОКМ им. И.Д. Воронина посетили г. Лукоянов Нижегородской области в рамках Межрегионального культурно-образовательного проекта «Этношкола». Данный проект, ориентированный на сохранение и популяризацию культурного наследия мордовского народа, на протяжении ряда лет организует «Поволжский центр культур финно-угорских народов».
Мероприятия проходили в районном Доме культуры, куда были приглашены учащиеся школ района, педагоги, сотрудники библиотек, представили мордовской диаспоры.
Сотрудники музея выступили с презентацией выставки «Жизнь-легенда», посвященной 100-летию Героя Советского Союза уроженца Мордовии М.П. Деятаева.

Н.Н. Носарева
зав. отделом современной истории

12 Апреля 2017

В конце XIX века в России одним из красочных атрибутов христианского праздника Светлого Христова Воскресенья стала пасхальная открытка.
Стоит отметить, что если в католической Европе акцент в церковном почитании делался на Рождестве Христовом, то в православной России традиционно главный являлся «праздников Праздник» — Светлое Христово Воскресение. Отсюда, вероятно, и пошло широкое распространение именно пасхальных открыток. Накануне Пасхи тысячи пасхальных открыток несли поздравления со Светлым днём своим родным и близким, которые оказались далеко в праздничные дни. При этом открытки ценились не только как удобная форма почтового отправления, не только как память о родных и друзьях, а как особый, уникальный вид печатного искусства, не уступающий литографии, эстампу, художественной фотографии. Открытки были неразрывно связаны с их владельцами и хранились иногда в течение всей жизни как частица прожитого и глубоко ценимого.
Сюжет дореволюционных поздравительных открытых писем был различен – пасхальные яйца, куличи, храмы, цветы, цветущие ветви вербы, взрослые и дети, поздравляющие друг друга с праздником, отражалась традиция пасхального троекратного лобызания (христосования). Были на русскоязычных дореволюционных открытках и нетрадиционные атрибуты: цыплята, зайцы, барашки, причем такие открытки часто производились для российского рынка за рубежом, отсюда и типичная атрибутика зарубежных открыток. Также в больших количествах выпускались открытки с оригиналов работ известных художников – с картин Бориса Кустодиева, Николая Пимоненко, Мстислава Добужинского, Владимира Лебедева, Михаила Гермашева, других художников.
В фондах МРОКМ хранятся дореволюционные открытки, на которых изображены традиционные пасхальные христианские мотивы. Иногда поздравительный текст писался на открытках с обычной фотографией на лицевой стороне. Так, на одной из открыток, поздравляющих с пасхой, помещено фотоизображение девушки с цветами.
Изображения на пасхальных открытках и трогательные поздравительные надписи позволяют прочувствовать дыхание прошлого, почувствовать его колорит и углубиться в историю – «Имею честь поздравить вас с праздником пасхи и душевно желаю встретить и пронести оный в радости и полном благополучии…». Пасхальная открытка с данным текстом поздравления была отправлена в Саранск, родственникам адресанта, которые проживали в Покровском переулке.
Пасхальные открытки доступны и в наши дни, но характерно, что, несмотря на возможности современной полиграфии, многие издательства предпочитают воспроизводить репринт дореволюционных открыток. Стоит также отметить, что, к сожалению, само понятие «почтовая открытка», как часть быта и личной жизни человека, уходит в прошлое, становясь музейным объектом. Ведь в современном мире практически иссякла культура общения при помощи писем и поздравительных открыток, уступив место телефону и интернету.

 height=

А.Н. Занкина, научный сотрудник исторического отдела

Календарь событий

Апрель 2017
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Создание и поддержка ООО «13РУС»
Саранск Мордовия Бизнес